«Притча: «К царю пришли двое, с просьбой о материальной поддержке. Царь денег не дал, но дал каждому по слону, мол, вот всё, чем могу помочь.
Через некоторое время, один из просителей ведёт слона обратно:
«- Царь, я стал ещё хуже жить - слон много ест и от него много навоза! Забери слона обратно, очень хлопотно с ним».
Решили посмотреть как же там у второго:
«- Спасибо, царь! Слон даёт много навоза, я пустил это на удобрения - смотрите, какие теперь я снимаю урожаи! Остатки сушу, делаю топливо и бумагу - есть чем согреться и растопить очаг, есть чем помогать соседям, а они - помогают нам».
Зачем нужны тогда учителю имена великих педагогов –
«Правильно обучать юношество – пишет Я.Коменский - педагог, - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Иоганн Песталоцци, говорит: «Не следует стремиться рано, сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми. Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».
Ушинский считал, «что, прежде чем развивать ум, необходимо воспитывать в ребенке нравственность и чувства. Большинство современных родителей с самого раннего возраста уделяют внимание интеллектуальному развитию малыша. Не многие задумываются о том, насколько важно и необходимо заниматься воспитанием чувств: доброта, сострадание, отзывчивость, совестливость, честность не развиваются сами по себе. Даже если эти качества есть в ребенке, они нуждаются во внимании, в пестовании».
А.Макаренко, «Верю в тебя, что ты можешь сделать», — эти слова творят чудеса. Сегодня мы часто жалуемся, что наши семьи испытывают дефицит понимания и жизненной энергии, что наше родительское воздействие на детей — бессистемно и пресно, что школа устранилась от воспитательных задач, а ложно понятая социализация плодит индивидуалистов-потребителей... И если мы ищем помощи в разрешении этого узла проблем, то опыт Макаренко ничуть не устарел. Если мы хотим в корне менять ситуацию, нам нужен такой же настоящий, яркий подвиг, напоминающий подвижнические усилия А. С. Макаренко и его последователей».
Я.Корчак, Он убеждает своих читателей: будьте внимательны, слушайте детей, смотрите, наблюдайте, думайте. Учит доверять опыту и наблюдению, не бояться, задумываться, мыслить, брать на себя ответственность. Самое новое и самое неожиданное для своего времени в педагогике Корчака – это безусловное уважение к ребенку. Так же, как любимого им Чехова, его больно ранит пренебрежение к детям, глухота взрослых к детским чувствам и потребностям – глухота повсеместная, общепринятая: взрослые не слышат детей, не понимают их, помыкают ими, отмахиваются от них, грубят им и унижают их. Корчак – разбирается, слушает, вникает, сопереживает – и ищет способа переделать мир, сделать его дружелюбным к детям. Child-friendly, это уже понятие из нашего времени – а мысль еще корчаковская.
Наконец, Сухомлинского, если не чувствовать в себе частицу детей души, не переживать движение и обогащение их мыслей? - /Ш.Амонашвили/.
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» - 2Тим. 4.3 . Люди будут сами выбирать и лечить себя. Понимаете в чем опасность? Мы сами для себя хотим выбрать лекарство, выписать для себя рецепт, но не тот, который Бог приготовил, а тот, который нам нравится. Мы хотим заниматься самолечением, но это нам не поможет. Иисус наш Господь и Целитель. И Он хочет нас вылечить, чтобы мы были здоровыми овцами Его стада. Он хочет, чтобы в твоем сердце произошли изменения. И дать те результаты, которые сделают тебя другим человеком.
Наиболее дальновидные руководители японской системы образования отдают себе отчёт в её недостатках. «Ущербность образования в Японии заключается в том, - признал бывший министр просвещения Митию Нагаи, - что оно нацелено на обеспечение сиюминутных практических потребностей общества, а не посвящено достижению долгосрочной цели развития культуры».
Чужие идеи, заимствованные и дальше развитые дальше, хорошо служили сиюминутным практическим надобностям. Но нельзя вечно жить чужими идеями, не рисуя отстать, оказаться отброшенным назад. Это имел в виду бывший министр. Альберт Эйнштейн, утверждающий: «Образование – это то, что остаётся, когда забываешь всё, чему учился в школе», поклонников в Японии не нашёл бы. Эйнштейн высоко ставил способность забывать сделавшиеся ненужными или опровергнутые жизнью теории предшественников, чтобы они не мешали выводить новые, собственные концепции. Но как раз безукоризненную память и прочное знание огромного количества информации, а не дар выводить из запаса сведений истину считают японцы признаком ума и учёности. «Упор, который в японских школах и университетах делается на зубрёжку, весьма полезен в медицине и в инженерном деле, - сказал видный профессор – медик Сэцуро Эбаси, - но зубрёжка не оказывает никакой помощи в занятии наукой». Профессор математики О.Масахико Фудзивара сказал так: «Способность к счёту совсем не означает, что учащиеся станут успевать в математических науках и университетах».
Гармоничность урока – результат строго соответствия содержательной стороны урока его внешней формы: когда подбирается, отбирается, выбирается единственная мера для данной темы урока, для данного класса с их историей жизни, для данного учителя с его характером, для данной школы в определённом регионе. Урок обретает гармоничность у педагога, обладающего высоким интеллектом и широким методическим арсеналом. Но что могло служить критерием оценки педагогической меры? Мудрые греки устами Пифагора указывали на путь к мере: «Человек – мера всех вещей». Ориентация на человека в любом случае позволяет соблюсти меру.
«Беспощадность в избавлении от сомнений или способность не замечать их - называют силой воли - /Кароль Ижиковский
Есть и еще один путь. Если вы не обнаружили в себе никаких собственных желаний, которые бы заставили вас действовать, присоединитесь к тому человеку, который знает, зачем живет. И помогите ему в его деятельности. Пусть он будет паровозом, а вы — вагоном. Рядом с таким человеком можно многому научиться.
Этапы большого пути. В дошкольном возрасте ребенок должен научиться контролировать свое внешнее поведение с учетом интересов других людей. Не хватать без спроса вещи, не бить тех, кто слабее, не лезть в варенье лапой. Некоторые люди так и останавливаются на первом этапе развития силы воли, на этих детских представлениях — что это нужно не мне, а «им». И во взрослой жизни это может очень ослабить человека. К примеру, мужчина говорит: «Да, надо бы найти дополнительную работу, жена хочет, чтобы я больше трудился, но, наверное, я безвольный...» Такой человек не понимает, что это нужно не столько жене, сколько ему самому — чтобы чувствовать себя уверенно в своей жизни.
Затем — в начальной школе и потом — человек обучается контролировать выражение своих чувств. Ребенок должен, например, подавлять вспышки гнева и агрессии на учителей, других взрослых. Почетно в этом возрасте скрывать свой страх, стыдно плакать — особенно мальчикам. В принципе, это хороший навык. Если бы мы бесконтрольно выражали свои чувства, это вряд ли принесло бы нам пользу. Бывают моменты, когда действовать надо, несмотря на свой страх; когда неважно, что ты чувствуешь. Допустим, возник пожар в классе. Учительница тоже испугалась, как и дети, но она должна вывести из школы своих учеников, а не впадать в истерику.
Однако этого недостаточно. Человек, который остановился на втором этапе развития силы воли, часто не понимает, что заставляет его скрывать свои чувства — собственные убеждения или стереотипы, существующие вокруг.
Поэтому следующий этап — научиться контролировать поток своих мыслей. Надо уметь проанализировать — какие идеи у вас свои, а какие вам навязали. Например, есть люди, которые очень напрягаются на работе. И все время жалуются, что им безумно тяжело. Но если такой человек остановится и подумает, почему ему так «везет», то выяснится, что у него существует убеждение: работа и должна быть трудной. Это внушала ему учительница: «Не ищите в жизни легких путей», внушала мама: «Характер куется в преодолении препятствий». И он уныло тянет свой воз. Если бы он понял, что идея «деньги достаются только очень тяжелым путем» внушена ему извне, и начал бы отслеживать моменты, когда она появляется, он бы, возможно, нашел способ усовершенствовать свою работу и сделать ее более легкой.
И, наконец, еще один этап формирования воли — это контроль над восприятием. В любой ситуации мы можем сфокусировать свое внимание на разных аспектах. Допустим, утро: погода ужасная, обои от стенки отклеились, кран течет. Это объективная реальность? Да. Человек это видит? Да. Может он изменить свое восприятие? Может! Он должен сфокусировать свое восприятие так, чтобы найти в этой ситуации что-то положительное. Например, подумать, что все это открывает большой фронт работ. Прикинуть, какие нужно купить обои, где приобрести сантехнику. В каждой ситуации надо искать не то, чем она вам не нравится, а то, чем она может доставить удовольствие или хотя бы принести удовлетворение. В психологии есть такой закон: все, на что ты обращаешь внимание, растет. Так что будьте осторожнее с восприятием. Ищете в жизни плохое — оно начнет увеличиваться. Видите хорошее — его будет больше. Есть прекрасное упражнение для тренировки восприятия: каждый день делайте по одному мысленному фотоснимку — что красивого вы увидели сегодня.
Но как быть человеку, который не прошел столь сложный путь развития воли? Что делать, если делать ничего не хочется? Если ни на что нет сил? Тут можно посоветовать одно: начните, а потом решите, хочется вам этого или нет. Часто и силы и желания нам не даются заранее — перед действием. Они приходят только тогда, когда вы что-то начинаете делать. Когда вы не можете заставить себя к чему-то приступить, попробуйте такое упражнение: оцените по 10-балльной шкале, насколько это будет трудно (0 — очень легко, 10 — очень трудно). И по таким же параметрам определите удовольствие, которое вы получите от результата. А после того как работа будет окончена, снова проведите оценку. Как правило, оказывается, что поначалу трудности казались преувеличенными, а удовольствие — преуменьшалось. Часто мы не можем заставить себя что-то делать потому, что переоцениваем сложность и не умеем планировать радость от результата.
Если же в окружающем мире ну совсем ничто не вдохновляет, тогда, возможно, имеет смысл продолжать лежать — не предпринимая никаких действий. И воспринимать это ничегонеделание как время, предоставленное вам судьбой для того, чтобы разобраться в себе. Для этого нужно полностью запретить себе смотреть телевизор, болтать по телефону, спать среди дня. Если читать, то только книги по саморазвитию и самоанализу. Голос, который способен поднять с дивана, достаточно тих: он не визжит, не вопит, не понукает. И может быть, нужно специально лечь, чтобы услышать его.
Затем нужно переоценить свое состояние. Возможно, вы слишком долго удовлетворяли желания окружающих. И не стремились проанализировать, в чем состоят ваши собственные. У человека, который постоянно идет на поводу у других, наступает момент, когда он просто падает.
«Сила человеческого духа заключается в способности с интересом и оптимизмом смотреть в непредсказуемое будущее. Это вера в то, что из любого затруднительного положения найдётся выход, а все разногласия можно разрешить» - /Беккет Бернард/
«Верят ли в силу духа, верят ли христиане в силу духа? Вот беспокойный вопрос, особенно беспокойный в наши дни поклонения силе. Нужно правду сказать: подавляющее большинство людей, в том числе христиан, - материалисты, материалисты не доктрины, а жизни, и верят лишь в материальную силу, силу военную и силу экономическую, силу оружия и силу денег.
Люди, слишком верящие в силу духовную, производят впечатления глуповатых. Над ними смеются. И напрасно негодуют против марксистов. Обличают марксистов за то, что они не верят в самобытную реальность духа, признают примат материи и экономики как первореальности. Но верят ли обличители сами в реальность и силу духа и обнаруживают ли силу духа? В действительности одной материальной силе противопоставляют лишь другую материальную силу. Не марксизм выдумал господство экономики над человеческой жизнью, он раскрыл это в самой жизни.
«Автор Послания к Евреям подчеркивает необходимость совершенствования христианина, его духовного развития. Ни один учитель не уйдет далеко в обучении, если ему вновь и вновь приходится начинать с азов. Автор послания призывает своих слушателей и читателей стать - совершенными. Но прилагательное и однокоренные с ним слова имеют чисто техническое значение. Пифагор делил своих учеников на - учащихся, учеников, и = - зрелых. Филон Александрийский в свою очередь, делил своих учеников на - те, которые только начинают, = - те, которые начинают достигать зрелости, не предполагает полного, совершенного знания, а определенную зрелость в христианской вере. Под этой зрелостью автор Послания к Евреям имеет в виду два момента следующие: «…особенно внимательны к слышанному, чтобы сохраним до конца» - /2.1; 3.14/.
Многие в подростковом возрасте ставят задачу развития силы воли. Но решается она, что называется, «в лоб»: заставить себя делать то, что не хочется. Например, заниматься по утрам физкультурой. Обычно дальше события разворачиваются по одному из двух сценариев: либо человек привыкает и ему это начинает нравиться, либо он бросает занятия и остается с ощущением личного поражения и убеждения, что он — безвольный. Многократные неудачи решить эту задачу «в лоб» приводят к тому, что люди перестают ставить проблему воли вообще. Они боятся очередного поражения. Они много раз пробовали, из этого ничего не выходило. Почему бы тогда не заменить понятие силы воли на другую — мотивацию? побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности и желания.
Ведь в этом случае, даже если потерпишь поражение, можно сказать: «Значит, в глубине души мне этого и не хотелось». Отговорки.
«Учители риторики считали, что обучение ораторскому искусству основано на трех вещах: теории, подражании и практике. Главной же частью их обучения было изучение старых мастеров ораторского искусства и подражание им. Павел как бы говорит: «Если бы вы учились ораторскому искусству, вам бы посоветовали подражать речи искусных ораторов. Но так как вы обучаетесь новому образу жизни, вы должны подражать Господу во всей жизни» - /У.Баркли/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности